ИСТОРИЯ ВИТРАЖА

Витраж начал свое существование в первые столетия средневекового периода. История не сохранила нам ни одного из редкостных памятников такого рода, но по некоторым литературным источникам можно догадываться, что это был примитивный набор из разноцветных кусков стекла разной величины и неоднородной толщины, который образовывал рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись, по-видимому, при помощи замазки в прорезях деревянных, мраморных или каменных элементов оконных проемов. Витражное дело нуждалось в усовершенствовании техники изготовления прозрачного листового стекла, поэтому задержалось в своем развитии до 9-10 вв. Примерно в это время появился “паечный “витраж, характерную особенность которого составляла фигурная сетка свинцовых перемычек, между которыми располагались куски цветного стекла. Стекла, применявшиеся в витражах 11-12 вв. были достаточно разнообразны, что свидетельствовало о высоком уровне техники стекловарения, достигнутой византийскими специалистами. Дневной свет, проходя во внутренние помещения храмов через такие стекла, создавал удивительные эффекты. Прекрасно сохранились до наших дней витражи аббатства Сен-Дени во Франции работы 12в. Не меньшей славой пользуются уцелевшие с 13в. витражи собора Парижской Богоматери, а также парижская церковь Сен-Шапель. Позже, в13-14 столетия витражами украшали дворцы, замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжетные, исторические, любовные, мифологические, портретные, геральдические, пейзажные, реже библейские темы. В конце 19 века в США Луи Комфорт Тиффани, представитель семьи известных ювелиров, усовершенствовал технику сборки витражей. Суть техники Тиффани состоит в том, что кусочки стекла скрепляются между собой не с помощью свинцовой протяжки, а совсем по другому принципу: каждый фрагмент оборачивается медной самоклеющейся фольгой, кусочки раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем с обеих сторон. Готовый витраж покрывается патиной. В этой техники витражи изготавливаются и по сей день.

В России витраж появился в середине19 века ( молельня в Александровском дворце в Царском Селе, Исаакиевский собор ) Огромная коллекция витражей использована в окнах павильона “Арсенал” в Царскосельском Александровском парке ( с 1886 в Эрмитаже, в 1930-х гг. продана в Швейцарию).В России витражами украшались православные и инославные храмы. Очень быстрое распространение витраж получил в эпоху модерна, применяясь в отделке лестниц доходных домов. Витражный световой фонарь украшал даже буддийский храм в Санкт-Петербурге. 1970-80е гг. отмечены технико-технологическими поисками в области витражного искусства: Б.А. Тальберг (Музей боевой комсомольской славы им. А.Матросова, 1972); Ю.Королев( гостиница “Россия”,Москва, 1967, и др.)